Rambler's Top100

Трамвай ЛМ-68М №2423 («Машка»)

Трамвай ЛМ-68М на проспекте Добролюбова

Трамваи ЛМ-68М ленинградский ВАРЗ выпускал с 1973 по 1988 год. Эта модель — самая массовая из производившихся в нашем городе. Всего было построено более двух тысяч трамваев ЛМ-68М.

Первые вагоны этой модели имели весьма оригинальный внешний вид — полупантограф, большое водительское окно, полностью закрытую «юбку», стильную насыщенно-жёлтую окраску с белыми и чёрными горизонтальными полосами, подчёркивающими стремительный облик вагона. А дальше пошли упрощения конструкции. На серийных ЛМ-68М стал ставиться обычный пантограф, в «юбке» появились вырезы для осмотра тележек, ящик для софитов получил отдельное стекло, изменились расположение световых приборов и окраска вагонов. Во второй половине 1980-х годов часть электрооборудования вагонов ЛМ-68М на заводе при постройке, а позже — и при капитальном ремонте стала переноситься из-под пола в салон за кабину водителя. Это делалось для удобства эксплуатации, об эстетической стороне дела тогда никто не задумывался.

Вагонам ЛМ-68М выпала доля работать в трудные для петербургского трамвая годы. В начале 2000-х, когда трамвайная сеть города на Неве начала стремительно сокращаться, именно ЛМ-68М стали массово списываться в ликвидируемых трамвайных парках. Да и в остальных тоже — чтобы была возможность вместить более новые вагоны из предприятий, определённых под снос. Хотя ещё не так давно, в 1980-х годах, поезда из двух и даже трёх вагонов ЛМ-68М были основой самой крупной трамвайной сети мира, перевозящей ежедневно более миллиона человек.

В память об этой эпохе в Музее электротранспорта появился трамвай №2423. Это вагон 1977 года выпуска, первоначально носивший бортовой номер 7372 (по старой системе нумерации, зависящей от модели трамвая, а не от парка приписки). С 1983 по 1990 год вагон трудился в парке имени Леонова под номером 2423. Именно этот период и было решено взять за основу при восстановлении вагона в 2009-2012 годах. Трамвай получил оригинальную жёлто-зелёную окраску, характерную для вагонов той поры. При этом в салоне оставлен шкаф с электрооборудованием как показатель модернизации конца 1980-х годов.

Трамвайщики ласково и немного панибратски называют вагоны ЛМ-68М «Машками» — за букву «М» в индексе. Пока ещё эти вагоны работают на петербургских маршрутах. Возможно, один из них позже также войдёт в музейную коллекцию — как представитель более позднего поколения трамваев ЛМ-68М, одной из отличительных особенностей которых является широкая задняя дверь.

Фотогалерея вагона

В парке имени Леонова
На Кронверкском проспекте
На Иженерной улице вместе с ЛМ-57
Шильд с наименованием модели
Пассажирский салон
Заводская табличка