Rambler's Top100

Трамвай 71-605 №0944

Трамвай 71-605 на конечной станции «Трамвайный парк №7»

Ленинград всегда стоял особняком среди советских городов, имевших трамвайные сети. В городе существовал свой вагоноремонтный завод, обеспечивавший потребности ленинградских трамвайщиков как в новых вагонах, так и в качественном капитальном ремонте уже имеющегося парка. Поэтому трамвайный подвижной состав Северной столицы отличался от привычного для других городов. Поставки «чужих» трамваев носили единичный характер, «свои» же вагоны (созданные на ВАРЗе) очень редко когда уходили за пределы Ленинграда.

Однако, в начале 1980-х годов произошли одновременно два события — ВАРЗ встал на частичную реконструкцию, а в Ленинграде было завершено строительство Совмещённого трамвайно-троллейбусный парка (СТТП), самого крупного в городе. Для его пуска требовалась большая партия новых вагонов, которую завод в тот момент физически не мог изготовить. Пришлось закупать трамваи «на стороне» — у основного советского производителя, Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова (УКВЗ).

Модель 71-605 была разработана в Усть-Катаве в 1971 году. До 1976 года она обозначалась как КТМ-5М3 («Кировский трамвай моторный, 5-й модели, 3-й модификации»), затем, после ввода единого стандарта по нумерации рельсового транспорта она получила чисто цифровое обозначение, что, однако, не помешало старому наименованию оставаться в употреблении вплоть до наших дней (скажем спасибо авторам технической литературы, не спешившим заменять старое обозначение новым). Вагоны модели 71-605 и её немногочисленных модификаций выпускались с 1971 по 1992 год, то есть больше 20 лет, что позволило поставить символичный рекорд — трамвай 71-605 стал самым массовым в мире (всего было выпущено более 14 000 шт.). В Ленинград их поступило не так уж много (если сравнивать с общим выпуском), около 250 вагонов. Вначале они были переданы для эксплуатации в СТТП и парк имени Смирнова, но уже через несколько лет было принято решение сосредоточить их всех в одном парке. В итоге на долгие годы специализацией СТТП стали усть-катавские трамваи — с гофрированными бортами, большими раздвижными дверьми, так привычные для жителей Гражданки и вызывающие удивление у жителей южных районов города, где не проходили маршруты Совмещённого парка.

Большинство трамваев модели 71-605 было выведено из эксплуатации в 2007 году. Специально для Музея городского электрического транспорта были сохранены 2 вагона с номерами 0944 и 0943. Первый сейчас относится к основной музейной экспозиции, но ещё требует определённой доработки (в первую очередь — перекраски в стандартную для усть-катавских вагонов красно-белую схему), второй пока находится в запасниках.

Фотогалерея вагона

На фоне храма Святой Троицы
  Пассажирский салон