Rambler's Top100

Троллейбус МТБ-82Д №226

Троллейбус МТБ-82Д на Невском проспекте

МТБ-82 стала первой послевоенной моделью советских троллейбусов, выпускающейся в промышленных масштабах. Первоначально производство МТБ-82 было организовано на подмосковном авиационном заводе №82 (отсюда и номер модели). Довольно быстро стало ясно, что мощностей предприятия, для которого троллейбусы не были основной продукцией, не хватит для обеспечения всех городов нашей обширной страны новой техникой. Поэтому в 1951 году выпуск МТБ-82 был передан на завод имени Урицкого в Саратовской области, и с тех пор это предприятие является основным поставщиком троллейбусов для российских городов.

Новые МТБ-82 поступали в Ленинград с 1947 по 1961 год, а работали они в нашем городе до 1975 года. Представленный в коллекции Музея городского электрического транспорта МТБ-82Д №226 — 1947 года выпуска, один из первых экземпляров модификации 82Д. Буква «Д» в её обозначении обозначает «дюраль». Дело в том, что первые машины МТБ-82 (для отличия их часто обозначают как МТБ-82А) оказались довольно тяжёлыми и трудными в управлении. Для устранения этого недостатка и была создана новая модификация, ставшая основной в производстве.

Но вернёмся к нашему троллейбусу. До 1967 года он работал на городских маршрутах, после чего был списан и передан в дачный посёлок Удальцово, расположенный в Ленинградской области на живописном берегу Ладожского озера. В марте 2004 года о старом троллейбусе стало известно энтузиастам. Внешний осмотр машины показал, что она сохранилась лучше других МТБ-82, уже имевшихся на тот момент в распоряжении сотрудников музея. Вскоре она была доставлена на территорию троллейбусного завода. Позже выяснилось, что каркас кузова довольно сильно деформировался, но уникальность машины — МТБ-82Д первых выпусков больше не сохранилось — взяла своё. Было принято решение о восстановлении именно этого троллейбуса. Работы растянулись на три года — с 2006 по 2008. Первый выезд на улицы города состоялся в ноябре 2008 года.

В ходе восстановления троллейбус получил классическую заводскую раскраску, благодаря которой в 1950-х годах все МТБ-82 стали в народе называться синими. Вспомним стихи Булата Окуджавы:

Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
В последний, в случайный.

Фотогалерея троллейбуса

До начала реставрации
В процессе восстановления
В процессе восстановления
На Съездовской линии В.О.
На Красногвардейской площади вместе с ТЛ-1
На набережной Макарова
Пассажирский салон
  Пассажирский салон