Rambler's Top100

Трамвайный поезд ЛМ-33 №4275 + ЛП-33 №4454 («Американка»)

Трамвайный поезд ЛМ-33 + ЛП-33 в парке имени Леонова

Американка. Под таким именем запомнились ленинградцам эти трамваи. «Эх шарабан мой, американка, куда везёшь меня ты, иностранка», — образец городского фольклора, своего рода памятник трамваю. Особое отношение к таким вагонам связано прежде всего с их долгой жизнью. Горожане до сих пор с нескрываемой теплотой вспоминают эти трамваи. Они служили ленинградцам целых 45 лет. Последний поезд серии ЛМ-ЛП-33 совершил прощальный рейс по городу 18 марта 1979 года. Именно он и сохранился в качестве музейного до наших дней.

Между тем, «американка» отнюдь не иностранка. Строились вагоны в городе на Неве, а вот за основу действительно был взят иностранный, точнее даже заморский прототип. В начале 1930-х группа ленинградских специалистов побывала в Америке. В их числе был и конструктор Д.И. Кондратьев. В то время Америка уже была законодательницей технической моды, и нет ничего удивительного, что одну из тамошних разработок решили воплотить на нашей земле. За основу был взят трамвай фирмы Peter Witt. Но слепым копированием, безусловно, это назвать нельзя. Изменялась конструкция в соответствии с отечественными требованиями, изменялись габариты (американский трамвай был шире). В противном случае пришлось бы перекладывать рельсы на многих улицах города. Кстати, сами авторы не скрывали, что первоисточником послужил американский трамвай. Первые отечественные вагоны большой вместимости изначально назывались МА-ПА, моторный и прицепной американского типа, отсюда и прозвище «американки», оно быстро перекочевало в народ. А вот после войны отношения с США испортились, и трамвай переименовали — ЛМ-ЛП-33, ленинградский моторный и ленинградский прицепной образца 1933 года.

Такие трамваи выпускались в городе на Неве вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) с 1933 по 1939 год. Это были первые ленинградские четырёхосные вагоны. Вместе с ленинградцами «американки» испытали на себе тяготы 900-дневной блокады и непростого послевоенного времени. В отсутствие метрополитена эти вместительные вагоны сыграли огромную роль в перевозке пассажиров. Можно сказать, что «американки» стали символом целой эпохи.

Музейный поезд из вагонов ЛМ-33 №4275 и ЛП-33 №4454, как уже говорилось, завершил эту эпоху и фактически чудом, благодаря энтузиастам, людям, которые дорожат своей историей, сохранился до начала 1990-х, когда начала создаваться музейная коллекция. В 1997 году, к 90-летию трамвая, поезд прошёл капитальный ремонт на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Были заменены деревянные стойки, многие из них сгнили к тому времени настолько, что каркас держался на листах металлической обшивки. Также были заменены все оконные рамы и наружная обшивка. От старого ленинградского трамвая, помимо конструкции, остались, прежде всего, деревянные лавки для пассажиров. Скамьи не менялись с 1950-х годов. По состоянию примерно на конец этого десятилетия и реставрировался поезд. Помимо него в музейной коллекции есть ещё один вагон образца ЛМ-33 — переделанная из пассажирского трамвая грузовая платформа с краном №4435. Этот экспонат ожидает восстановления, но в качестве грузового.

Фотогалерея вагонов

На площади Ленина
На трамвайно-механическом заводе
На Садовой улице
На трамвайно-механическом заводе
На конечной станции «Малый проспект В.О.»
В трампарке имени Смирнова
В трампарке имени Леонова
На конечной станции «Малый проспект В.О.»
Вместе с вагоном МС-4 на конечной станции «Малый проспект В.О.»
В трампарке имени Смирнова
Пассажирский салон
Пассажирский салон
Атлас ГЭТ РФ