Rambler's Top100

Трамвайный поезд МС-4 №2642 + МСП-3 №2384

Трамвайный поезд МС-4 + МСП-3 на Гаванской улице

Первый трамвай типа МС вышел из ворот завода «Красный путиловец» в 1927 году. Его название расшифровывается как «моторный стальной». В 1920-е годы большинство трамвайных вагонов в нашем городе были с деревянным каркасом кузова. «Эм-эсы» открыли же новую эру — эру трамваев стальных. Впоследствии все трамваи Ленинграда строились с учётом этого опыта.

В годы военной блокады города поезда из вагонов МС и ПС несколько сменили профессию. Им приходилось ещё и перевозить войска на фронт. А когда после четырёхмесячного перерыва в осаждённом городе возобновилось трамвайное движение, то первыми на линию вышли вагоны этого типа. Они были легче других, и изнемождённые люди при необходимости могли вытолкнуть поезд за пределы обесточенного участка.

Этим трамваям была уготована долгая жизнь. «Эм-эски» до конца шестидесятых обслуживали пассажиров, а затем были переоборудованы в служебные вагоны.

Среди экспонатов Музея городского электротранспорта есть несколько вагонов МС, в том числе и поезд из вагонов МС-4 №2642 и МСП-3 №2384, представленный на данной странице. Это один из первых экспонатов музея. В составе поезда — бывшие служебные вагоны, подвергшиеся минимальным переделкам для переоборудования в музейные в 1992-1993 годах. На протяжении последнего времени постоянно дорабатываются. На фото разных лет можно видеть эти изменения. В частности, в 2000 году деревянные детали кузова были очищены от старой краски (атрибут служебного вагона) и вновь покрыты лаком, на торцах вагонов установлены воздушные рукава.

На вагон №2642 в середине 1990-х годов вместо пантографа возвращён бугель, установлены пассажирские деревянные скамьи, снятые с другого служебного вагона, так что этим лавкам не один десяток лет. Также к 90-летию петербургского трамвая в 1997 году были демонтированы не имеющие отношения к истории низковольтные цепи и сигналы поворота (их устанавливали уже на служебные вагоны).

Вагон 2384 — бывший моторный служебный, переделан в музейный прицепной. Получился вагон МСП. Никакого насилия над историей здесь нет. Ещё в конце 1920-х — начале 1930-х годов часть вагонов МС выпускалась без электрооборудования, как прицепные. Они-то как раз и получали индекс МСП. Некоторые впоследствии дооборудовались, а большинство так и работали в сцепе с моторными. Причём на фото и в кино 1930-х годов можно нередко увидеть забавную картину — в поездах в голове более старые дореволюционные вагоны, а прицепные — новые МСП.

Фотогалерея вагонов

В трампарке имени Володарского
В трампарке имени Володарского
На фоне церкви Кулича и Пасхи
На Университетской набережной
Вместе с «Американкой» в парке имени Леонова
На конечной станции «Малый проспект В.О.»
Часто музейные вагоны снимают на видео
  Пассажирский салон вагона МС-4