Rambler's Top100

Трамвайный вагон МС-4 №2424

Трамвайный вагон МС-4 на Университетской набережной

Первый трамвай типа МС вышел из ворот завода «Красный путиловец» в 1927 году. Его название расшифровывается как «моторный стальной». В 1920-е годы большинство трамвайных вагонов в нашем городе были с деревянным каркасом кузова. «Эм-эсы» открыли же новую эру — эру трамваев стальных. Впоследствии все трамваи Ленинграда строились с учётом этого опыта.

В годы военной блокады города поезда из вагонов МС и ПС несколько сменили профессию. Им приходилось ещё и перевозить войска на фронт. А когда после четырёхмесячного перерыва в осаждённом городе возобновилось трамвайное движение, то первыми на линию вышли вагоны этого типа. Они были легче других, и изнемождённые люди при необходимости могли вытолкнуть поезд за пределы обесточенного участка.

Этим трамваям была уготована долгая жизнь. «Эм-эски» до конца шестидесятых обслуживали пассажиров, а затем были переоборудованы в служебные вагоны.

Среди экспонатов Музея городского электротранспорта есть несколько вагонов МС, в том числе представленный на этой странице двухсторонний вагон второго выпуска МС-4. До реконструкции этот вагон работал в трамвайном парке имени Калинина (он же №5) в качестве служебного под номером 5703. Любопытно, что уже будучи выведенным из пассажирской эксплуатации, он возил пассажиров. В начале 1980-х, когда был закрыт на ремонт проспект Энгельса, из трёх служебных вагонов МС сцепили поезд и он «челноком» ходил по одному пути, пока ремонтировали второй.

Во времена трамвайного дефицита в конце 1990-х этот вагон, как и ещё один служебный МС, А.Ю. Ананьев выменял для музея на ведро красной краски. По крайней мере, так утверждают очевидцы…

Вагон восстанавливался специалистами ОАО «ПТМЗ» в 2002-2004 годах. Причём в ходе реставрации произошла забавная история: на ремонт был пригнан вагон №2170, однако заводчане решили восстанавливать этот трамвай (№2424). От попытки понять, что произошло с номерами и вагонами, у работников ГУП «Горэлектротранс» волосы стояли дыбом. Но ничего, разобрались.

Вагон №2424 воссоздавался специально для работы на линии с пассажирами, теперь уже экскурсантами. Можно сказать, что так выглядели вагоны первых послевоенных лет. Основная модернизация того периода — убранные под крышу цветные маршрутные огни.

Фотогалерея вагона

На улице Смолячкова
Пассажирский салон
Трамваи МС-4 №2424 и №2575 на ПТМЗ
Контроллер трамвая
Предупреждающая надпись в салоне
Маршрутные огни
Маршрутные огни
На съёмках сериала «Мастер и Маргарита»
Вместе с вагоном МСП-3 №2384